Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету « Биология» составлена согласно ГОС стандарта среднего (полного) общего образования, базовый уровень. Программа предусматривает изучение предмета в количестве 50 часов.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей.
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно – научной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы; необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и с соблюдение мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Предмет изучается на 3 курсе, уровень усвоения учебного материала второй.
Программа предусматривает проведение теоретических 42 часа и лабораторных практических занятий 8 часов.
Итогом является зачет, который проходит форме теста, в каждом 10 пар вопросов.
Содержание программы
1.Введение: (1ч)
должен знать: Биология как наука, предмет и методы изучения в биологии, связь биологии с другими науками. Жизнь как форма существования материи, уровни организации живого (молекулярный, клеточной, тканевый, органный, организменный, популяционное – видовой, биоценотический, биосферный
Должен уметь: наблюдать, сравнивать, проводить опыты.
Раздел №1. Клетка – единица живого. (9ч)
Тема: Химический состав клетки. Структура клетки. Обеспечение клетки энергией. Наследственная информация и реализация ее в клетке.
Должен знать: Развитие клетки. Клеточную теорию. Роль клеточной теории в составлении современной естественно – научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции, доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.
Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножение организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Последствия влияния алкоголя, наркотиков, наркотических средств на развитие зародыша. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследственности и изменчивости.
Организм – единое целое. Многообразие организмов. Дробление клетки. Образование трех зародышевых слоев. Дробление зиготы. Развитие зародыша.
Должен уметь: обосновывать, проводить наблюдения, находить и анализировать, сравнивать клетки растений, животных, грибов.
Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Цитоплазма. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты.
Выявлять признаки сходства зародышей человека от животных. И других млекопитающих. Составление схем скрещивания, решение элементарных генетических задач, анализировать. Описывать особей вида.
Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участи кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Аэробный гликолиз.
Работать с литературой. Описывать дробление клетки. Анализировать и оценивать. Отвечать на вопросы устно, письменно.
Раздел №2 Размножение и развитие организмов.(8ч)
Тема: Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.
Должен знать: Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Деление клетки. Митоз. Фазы митоз. Фазы мейоза. Разнообразие гамет. Биологическое значение мейоза. Сперматогенез и овогенез. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Деление клетки – основа роста, развитие и размножения организмов. Оплодотворение, его значение. Исскуственное оплодотворение у растений и животных.
Должен уметь: находить информацию в различных источниках (учебных текстах, справочниках, компьютерных базах данных) отвечать на дополнительные вопросы. Сравнивать биологические объекты митоз и мейоз, оплодотворение у цветковых растений. Делать выводы на основе сравнения.
Раздел: №3 Основы генетики и селекции. (8ч)
Тема: Основные закономерности явлений наследственности. Закономерности изменчивости. Генетика и селекция.
Должен знать: Центры происхождения и многообразия, культурных растений. Сорт, порода, штамм, гибридизация, искусственный мутагенез. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений Влияние мутагенов на организм человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии ( клонирование человека).
Должен уметь: выявлять признаки сходства, составлять схемы, решение экологических задач. Оценивать возможные последствия их влияние на собственный организм. Работать с учебной литературой, отвечать на вопросы, работать с тестом.
Раздел № 4. Эволюция. (8ч)
Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции. Механизмы эволюционного процесса. Возникновение жизни на земле. Развитие жизни на земле. Происхождение человека.
Должен знать: Основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина). Доказательство эволюции. Вид. Критерии вида, популяцию. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Формы естественного отбора, приспособленность организмов к среде обитания как результат действия. Видообразование. Возникновения жизни на Земле. Развитие жизни на Земле по эрам. Происхождения человека. Расы
Должен уметь: выявлять приспособленность организмов к среде обитания, анализировать и оценивать различных гипотез происхождения жизни и человека.
Работать с дополнительной литературой, отвечать на вопросы.
Раздел : №5. Основы экологии. (8ч)
Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции. Механизмы эволюционного процесса. Возникновение жизни на земле. Развитие жизни на земле. Происхождение человека.
Должен знать: Историю эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Жана Батиста Ламарка, эволюционные теории Ч.Дарвина. Роль эволюционных теорий в формировании современной естественно – научной картины мира. Вид и ее критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на популяцию. Результаты эволюции. Сохранения многообразия видов как основа устойчивого развития. Гипотезы происхождения человека. Экологические факторы, общие закономерности их влияние на организм. Биологические ритмы. Понятие « биогеоценоз» и « экосистема». Видовая и пространственная структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Типы пищевых систем.
Должен уметь: Должен уметь: наблюдать и выявлять различие экологических факторов, составлять схемы переноса веществ и энергии (пищевых цепей и сетей), делать сравнительные характеристики. Работать с учебной литературой. Отвечать на вопросы письменно.
Лабораторные работы
По предмету « Биология»
Профессия «Повар, кондитер»
Лабораторная работа №1 (2ч)
Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом.
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их по микроскопом, находить особенности строение клеток различных организмов, сравнивать между собой.
Лабораторная работа № 2 (2ч)
Морфологические особенности растений различных видов.
Цель: обеспечить усвоение учащимся понятий морфологических критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений.
Лабораторная работа №3 (2ч) Изменчивость организмов.
Цель: сформировать понятие изменчивости организмов, продолжить выработку умений наблюдать натуральные объекты, находить признаки изменчивости.
Лабораторная работа № 4.(2ч)
Фенотипы местных сортов растений.
Цель: сформировать знания о модификационной изменчивости, умение описывать растения по фенотипу и сравнивать их между собой.
Литература.
1. Беляев Д.К. Дымшица Г.М. Рувинского А.О. «Биология» 10 -11 кл. издательство « просвещения» 1996.
2. КоротковаЛ.С. « Дидактический материал по общей биологии» 11 кл.
«Просвещение» 1990г.
3. Лернер Г.И. « Общая биология» поурочные тесты и задания 10 -11кл.
«Аквариум» 2000г.
4. Каменский А.А, Соколова Н.А. «Биология» теория и примеры решения
11 кл. «Москва» 1999»
Согласовано: Утверждаю:
на заседании Директор ГОУНПО ПУ-51
Методической комиссии ________ Л.С. Морозова
Протокол № ________ «___»___________200__г.
От «____»__________200_г.
Председатель: __________
Тест для итоговой аттестации
Вариант №1
Профессия: НПО «___________________________________________________»
Предмет « Биология»
1.Предметом изучения общей биологии является:
а) строение и функции организма.
б) природные явления.
в) закономерности развития и функционирования живых систем.
г) строение и функции растений и животных.
2.Допишите:
а).Какой из химических элементов содержится в клетках в наименьшем количестве…
б). при замерзании воды расстояния между ее молекулами …
3.Заполните пропуски в тексте.
В молекуле воды______ атом кислорода _______ связан с ______ атомами водорода. Молекула воды _____, т.к кислород электроотрицательнее водорода. Между атомом кислорода одной молекулы и атомом ______ другой молекулы воды образуется ________. Полярностью молекул воды обеспечивается ее способность _______ другие полярные соединения. А наличием множества слабых водородных связей обеспечивается такие свойства, как _______________________ и при ____. Поэтому лед _____ воды и плавает на ее поверхности. По отношению к воде все вещества клетки делятся на _________ и _________. К гидрофильным веществам относится __________, _______, ________, а к гидрофобным _______.
4.Из каких соединений синтезируются углеводы при фотосинтезе?
5.Если информационная РНК имеет последовательность нуклеотидов, показанную ниже, то какую последовательность нуклеотидов имеет комплементарная цепь ДНК.
УАА- ЦГГ-ААЦ-ГАУ
6. В соматических клетках шимпанзе 48 хромосом. Сколько хромосом содержится:
а) в сперматозоидах шимпанзе _____________
б) в яйцеклетках _____________
в) в соматических клетках после митоза _____________
г) в оплодотворенной яйцеклетке _____________
7.Слева предлагается условия задачи, справа- логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.
Условия |
Следствия |
Дано: гетерозиготные темноволосый отец и мать- блондинка |
Следовательно, доминирует ген _________, а рецессивен ген_______ |
Дано: В F от скрещивания длинноносых и коротконосых муравьедов получали только коротконосых особей. |
Следовательно, доминирует ген______, а рецессивен ген_______ |
Дано: Черно – бурые лисы были чистокровными. |
Следовательно, лисы были ________ по признаку _________, и все гаметы содержали __________ |
8.Из каких соединений состояла первичная атмосфера Земли?
9.Заполните таблицу, отражающую этапы эволюции человека.
Предки современного человека |
Время появления |
Прогрессивные черты анатомического строения |
Прогрессивные социальные черты |
неандерталец |
10. Что называется биологическим оптимумом ________.
Согласовано: Утверждаю:
на заседании Директор ГОУНПО ПУ-51
Методической комиссии ________ Л.С. Морозова
Протокол № ________
От «____»__________200_г. «____»__________200__г.
Председатель: __________
Тест для итоговой аттестации
Вариант №2
Профессия: НПО «___________________________________________________»
Предмет « Биология»
1.Какой из уровней высшим уровнем организации жизни?
а) биосферный
б) биогеоценотический
в) популяционно – видовой
г) организменный
2.Допишите:
а).Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот…
б).Какое из свойств воды обусловлено ее полярностью…
3.Заполните пропуски в тексте.
В результате взаимодействия различных _______ спирализованная молекула белка образует _________ структуру, которая в свою очередь зависит от ____ структуры, т.е. от _____________ аминокислот в молекуле белка Субъединицы ( отдельные цепи) некоторых белков образуют _________ структуру. Примером такого белка является ________.
4.В клетках животных запасным углеводом является…?
5.Если цеп ДНК представляет собой последовательность нуклеотидов, показанную ниже, то как будет выглядеть комплементарность ей цепь?
ААТ-ГЦГ-ТГГ-ЦТА-ЦЦЦ
6.В гаплоидных клетках человека 23 хромосомы. Сколько хромосом содержится:
а) в сперматозоидах человека ________________
б)в яйцеклетке ________________
в) в соматических клетках после митоза ________________
г) в оплодотворенной яйцеклетке ________________
7Слева прилагается условия задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.
Условия |
Следствия |
Дано: все потомство доброй собаки Греты все были добрыми в нескольких поколениях |
Следовательно: доминирует ген _____ , рецессивен ген ______, а Грета была __________ по данному признаку. |
Дано: в потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше |
Следовательно: доминирует ген _____, рецессивен ________, а кот Василий ________ по данному признаку. |
Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном |
Следовательно, белые кролики_______ по этому признаку. |
8.Что служило источником энергии для абиогенного синтеза органических веществ в условиях первичной атмосферы?
9.Заполните таблицу:
Предки современного человека |
Время появления |
Прогрессивные черты анатомического строения |
Прогрессивные социальные черты |
Кроманьонец |
10.Какие из факторов может считаться ограничивающим?